915наим.
Каталог


Специальное предложение

Коллекция гравюр А.Дюрера//A.Burchard

Старинная мебель

Старина мебель давно заняла прочное место в ряду самых популярных предметов коллекционирования. Опытные собиратели антиквара прекрасно разбираются во всех стилях и формах старинной мебели, кроме этого знают материалы из которого она создана, технику изготовления и мастеров, которые приложили руку к созданию антикварных предметов мебельного искусства.

Старинная мебель в России

В настоящее время на отечественном антикварном рынке в основном представлена старинная мебель мастеров XIX-XX веков, реже можно встретить изделия, изготовленные в XVIII веке. А если повезет, то можно найти и купить старинную мебель XVI века, но такие предметы встречаются довольно редко и стоят больших денег.

Мебель, не как составляющая интерьера, а как предмет роскоши появляется в России при Петре I, когда в Империю стали массово завозить мебель английских, голландских и немецких мастеров. Самая популярная в те времена мебель изготавливалась из красного дерева с инкрустацией драгоценными материалами: слоновая кость, панцирь черепахи и т. п.

До середины XVIII века в России царствовал мебельный стиль «барокко», на смену которому в 60-х годах пришел «классицизм», изменивший мебель до неузнаваемость. Округлые формы с плавными линиям заменила геометрическая пропорциональность и строгость. В моду входит мебель с позолотой и оббитая шелком.

В конце XVIII века в Санкт-Петербурге открывается фабрика Генриха Гамбса — мастера, который изготавливал мебель из красного дерева в стиле «жакоб». Богатые, украшенные бронзовыми и латунными вставками комоды, столы, стулья и бюро Гамбса быстро входя в моду, которая продлилась вплоть до начала XX века. Мебельный гарнитур мастера Гамбса даже был увековечен в бессмертном романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

В XIX веке в моду входи все французское, в том числе и мебель, которую мастера из Франции изготавливали, подражая стилю оформления покоев Римских Императоров. Стиль получил название  «ампир». Мебель этого направления производилась не только из дорогого красного дерева, а и из карельской березы и тополя — дешевые в то время материалы. Реже для изготовления мебели «ампир» использовали черное дерево, но только в качестве вставок.

Хотя стиль «ампир» был популярен, продержался он не долго. Уже в 20-х годах XIX века ему на смену приходить «готика» — стиль, навеянный готическими романами Вальтера Скота, которые были популярны в Европе в то время. Витражи, вычурные вставки из литой бронзы, яркий шелк и мистически орнаменты — вот, что отличает мебельный стиль «готика» от образцов мебели других эпох.

Параллельно существует и мебель стиля «ампир», которую мастера стали изготавливать с более округлыми углами и плавными линиями, почти полностью отказавшись от римской роскоши, что только пошло на пользу мебели — она стала более удобной и практичной. Пережив второе рождение, мебельный стиль «ампир» получил название «бидермейер», изделия в стиле которого теперь не просто собирали пыль, как экспонаты в музее, а использовалась по назначению.

В конце XIX и в начале XX века в России в мебельном искусстве первую скрипку играл стиль «модерн» с его плавными линиями и некоторым минимализмом, но он просуществовал совсем недолго. На смену «модерну» приходит «конструктивизм», в основе которого лежит романтика и изящность «модерна» положенная на практичность.

Именно благодаря практичности, красоте и претензии на роскошь мебель в стиле «бидермейер» становится популярной у буржуазии, которая как класс только начала зарождаться в России. Деловые и энергичные люди предпочитали не только жить в роскоши, а и пользоваться практичной и удобной мебелью.

Старинная мебель на протяжении веков испытывала влияние различных культур и направлений искусства. Не обошла ее стороной и архитектура, которая внесла весомую лепту в формировании стиля и внешнего вида мебели.

Уютная и компактная планировка дома приходит на смену анфиладной, в которой преобладало дублирование гостиных, спален, кабинетов и других помещений, каждое из которых оформляется в различном стиле, или, как тогда говорили «во вкусе» — готическом, китайском, голландском, греческом, римском, итальянском, венецианском и т. д.

В связи с этим отпадает надобность в большом количестве мебели, которая на протяжении веков изготавливалась небольших размеров, в виду того, что огромное количество помещений в домах, вынуждало архитекторов проектировать комнаты небольшими по размеру, почти крохотными, за исключением парадных залов.

А для небольшого количества больших помещений требуется и больших размеров мебель, которая становится крупнее и приобретает округлые формы. А чтобы в комнатах можно было чувствовать себя уютно, большие помещения разделяются ширмами, а в получившихся секциях устанавливают новый вид мебели — диваны: округлые, угловые, двусторонние и т. п., причем их разновидностей производится настолько много, что даже сегодня специалисты по старинной мебели не могут точно сказать, сколько же их было.

В настоящее время купить старинную мебель нетрудно — прекрасные образцы антикварной мебели можно встретить в антикварных салонах и магазинах по всей стране. Причем цена старинной мебели складывается не только из возраста предмета, а и из художественной ценности изделия. Например весьма распространенный мебельный гарнитур XIX века будет стоит дешевле, чем такие же предметы в стиле «бидермейер», так как такой мебели на антикварном рынке осталось немного, а желающих купить появляется все больше.

Возврат к списку