ГлавнаяСтатьи«Слава, запечатленная в фарфоре»: как сохранить историю. Часть I.

«Слава, запечатленная в фарфоре»: как сохранить историю. Часть I.

Вот уже несколько лет в Петербурге реализуется масштабный проект, получивший название  «Слава, запечатленная в фарфоре».  Его цель – историческое просвещение граждан нашей страны, сохранение и популяризация отечественной истории. Для достижения этих целей созданы коллекции фарфоровых скульптур выдающихся исторических личностей славного прошлого нашей великой Родины.

Об особенностях проекта рассказал Алексей Иванович Колодко, член правления фонда «Императорское Общество Поощрения Художеств», руководитель департамента по развитию проектов.

 

 

Когда и как родилась идея проекта «Слава, запечатленная в фарфоре»?

Алексей Иванович Колодко:
Я увлекаюсь фарфором уже более десяти лет. Изучаю историю фарфоровых мануфактур и фарфорового производства, собираю профессиональные каталоги, стараюсь максимально глубоко погрузиться в тему. Конечно, я и коллекционирую фарфоровую скульптуру. Чтобы понимать всю красоту фарфора,   его нужно видеть ближе, держать его в руках.  Когда я только начал собирать фарфор, меня привлекла скульптура французского военного деятеля, маршала Франции Эдуарда Мортье.  Её создали на мануфактуре Шайбе-Альсбах в Германии. Скульптура происходила из отдельной серии, посвященной маршалам Наполеона. Я был потрясен этой скульптурой и загорелся купить всю коллекцию, что и было сделано.

 
 
французский военный деятель, маршал Франции Эдуарда Мортье

В 2018 году мы с Фондом «Императорское Общество Поощрения Художеств» организовали выставку военной фарфоровой скульптуры в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Петербурге. Мы привезли из-за рубежа порядка 40 скульптур: французские маршалы, солдаты, офицеры. Все скульптуры были высокого уровня исполнения. Но я заметил, что они зачастую имели лишь приблизительное портретное сходство с реальными историческими персонажами. Использовалась некая военная поза, добавлялись военные атрибуты, но все это было сделано символично, без соблюдения исторической достоверности. Тогда родилась идея сделать образ максимально близким к реальности.

Был и еще один важный фактор. Фарфоровые мануфактуры делали скульптуры исключительно зарубежных военачальников – генералов наполеоновской армии, прусской, австрийской, английской. Образы русских военачальников не делал никто.  В России были попытки, но они не получили широкого распространения. Императорский фарфоровый завод в свое время делал бюсты Суворова и Кутузова. Но это именно бюсты, полноценных скульптур на эту тему создано не было, и мы решили восполнить этот пробел. Собрали команду профессионалов и самостоятельно сделали фарфоровую скульптуру Александра Суворова — самого знаменитого военачальника в российской военной истории и одного из самых известных полководцев в мире. Работа получилась достойная, стала жемчужиной выставки в Суворовском музее. На фоне дрезденских фарфоровых скульптур она выглядела выигрышно, потому что здесь был конкретный и легко узнаваемый персонаж. Созданный на основе портретов и исторических данных. С этого момента началась история проекта «Слава, запечатленная в фарфоре».

 

 
 
Генерал-фельдмаршал Суворов А.В.

В чем суть проекта, какую идею вы вкладываете?

В первую очередь – это сохранение исторической памяти. Мы должны знать свою историю. Это наша твердая точка опоры. Та точка, откуда мы выстраиваем вектор своей жизни. Только понимая деяния наших предков, мы можем адекватно воспринимать ситуацию сегодняшнего дня и определять, куда нам двигаться дальше. Когда мы понимаем, что за нашей спиной стоят истинные герои, мы уже не можем поступить плохо, это накладывает огромную ответственность.

Например, среди выполненных нами фарфоровых скульптур есть русский генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн Василий Дмитриевич Иловайский 12-й, происходивший из знатного дворянского казачьего рода. Почему мы выбрали его? Он был не самым заслуженным из донских атаманов, но на его примере мы хотели показать, что за ним стоит 12 поколений. Он не может струсить, не может предать родину. Мы хотим, чтобы будущие поколения понимали, сколь значима история нашей страны, какие были люди. Ведь подчас мы многое забываем.

 
 
Василий Дмитриевич Иловайский 12-й

История выстраивается из частной летописи. Мы должны понимать, что все, что мы сегодня имеем, как мы поступаем, как мы живем, как мы смотрим на мир, как к нам мир относится, это все благодаря тем людям, которые уже ушли, которые положили свою жизнь на алтарь Отечества. Мы должны их знать и помнить, мы должны ими гордиться, видеть их в том числе в образе фарфоровых скульптур.

Это особенно важно сейчас, когда приходится бороться с фальсификацией истории. Уверен, что мы делаем большое патриотическое дело. Не только создаем произведения искусства, но рассказываем о судьбах и подвигах, составивших славу нашей Родины.

Какие разделы включает в себя уникальная коллекция? Какие темы вы развиваете?

После скульптуры Суворова мы замыслили сделать серию полководцев русской армии, которые участвовали в войне 1812 года.  Поставили себе цель: изготовить не менее десяти процентов от общего числа героев, запечатленных на портретах в Военной галерее Зимнего дворца. Галерея включает 332 портрета генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Нам удалось сделать 28 скульптур, включая императора Александра I, Михаила Кутузова, Петра Багратиона. Выбрали самых ярких представителей военной кампании того времени.  Эту коллекцию также представили в Суворовском музее. На выставке, посвященной 210-й годовщине Бородинского сражения в 2022 г. Выставка вызвала большой интерес, несколько раз её работу продлевали. Особенно она полюбилась детям, выставку посещали целыми классами. Ведь для детей очень важен визуальный ряд. Если долго и сухо им о чем-то рассказывать, дети устают и не слушают. А здесь им любопытно: они разглядывают лица героев, детали, спрашивают, интересуются.

21 июля 2024 года